Истории из жизни. Страна чудес Рене Магритта

Страна чудес Рене Магритта. Поэтические связи между объектами

На умение Рене Магритта, прославленного бельгийского художника-сюрреалиста, создавать запоминающиеся образы повлияла, вероятно, в том числе его успешная карьера в области рекламы. Образность Магритта также питали фотографии, открытки, комиксы и книги.

Так, Магритт был увлечен произведениями Льюиса Кэролла, и этот интерес нашел отражение в его творчестве. В картине «Пронзенное время» сквозь камин, над которым висит большое зеркало, проходит игрушечный локомотив. Как знаменитая героиня Кэролла Алиса прыгала на каминную полку и попадала в Зазеркалье, так и миниатюрный паровоз тоже словно проникает в наш мир из мира параллельного.

Кроме того, английский коллекционер Эдвард Джеймс, впечатленный работами бельгийского мастера на Международной сюрреалистической выставке 1936 г., купил три полотна художника и установил их за полупрозрачными зеркалами в бальном зале своего лондонского дома. Картины становились видимы только тогда, когда за зеркалами включали освещение. Очевидно, что такой эффект должен был отсылать к Зазеркалью Льюиса Кэролла, которого часто называли предвестником сюрреализма.

Для Магритта была важна не только грань воображаемого и реального миров, но и пограничье между сном и явью. Как известно, по легенде таблица химических элементов явилась Д.И. Менделееву во сне, а Пол Маккартни написал свою легендарную песню Yesterday спросонок. Магритту полусонное состояние подарило его философию искусства. Едва проснувшись, он взглянул на птичью клетку, стоявшую в комнате, но вместо птицы ему привиделось яйцо. Это «прекрасное заблуждение» позволило художнику, по его словам, осознать «новый и поразительный поэтический секрет». Мастер долгое время стремился распознать скрытые поэтические связи между объектами – теперь он их наконец ухватил и начал воплощать в своем творчестве. Казалось бы, что объединяет облако и помещенный под ним бокал на картине живописца? Связь между ними кроется в воде, которую можно налить в этот бокал и которая одновременно в испаренном виде составляет собой облако. В этих не визуализированных, но домысленных связях Магритт видел особенную поэзию.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Искусство понимать

Что такое художественный контекст и зачем он нужен при анализе картин?

Для того чтобы как можно полнее проанализировать произведение искусства, необходимо погрузить его в самые разные [...]

Записки художника

Одесская Юморина. Бумажный нос Патрушева и танцующие пары с плакатами

В каком году в Одессе состоялась первая советская официальная Юморина 1 апреля. Не помню. Узнав [...]

Выставки художника

Художник Александр Попов в Эрмитаже. Выставка коллекции Жоржа Мачере

В 2012 году с 29 июня по 22 июля в Государственном Эрмитаже прошла выставка «848. [...]

Записки художника

Полёт. Труд живописца можно приравнять к труду греческого шахтёра

Первая встреча с Бахусом у меня состоялась летом 1964 или 1965 года, точно не помню, [...]

Выставки художника

Выставка «Живопись 87» смысл и бездомная красота вещей. Москва 1987 год

Совместная выставка в Объединении «Вернисаж» в 1987 году стала событием столичного масштаба, удачей для молодых [...]

Статьи об искусстве

Мастерская художника. Проникнуть в тайны святая святых живописца

Запретный плод сладок, а потому образ мастерской художника, скрытой от глаз зрителя и таящей в [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.