В 1920-х гг. в Самарканде встретилась группа русских художников, работавших в комиссии по охране памятников старины и искусства. Они собирались в саду Даниила Степанова, бывшего медальера Императорского монетного двора. В 1921 г. к кругу мастеров ненадолго примкнул небезызвестный Кузьма Петров-Водкин. Группа просуществовала недолго, всего 4 года, вплоть до отъезда Д. Степанова из Узбекистана. Тем не менее она стала важной вехой в творчестве ее участников. В этот короткий период начала 1920-х гг. искусство художников, входивших в группу, – Д. Степанова, Алексея Юсупова, Александра Николаева – было объединено многими общими чертами. Так, излюбленной темой живописцев стали андрогинные самаркандские юноши. В группе культивировалась любовь к искусству эпохи кватроченто, т.е. к искусству до Рафаэля, поэтому некоторые исследователи называют их «Самаркандскими прерафаэлитами».
Наиболее известным мастером из группы стал Александр Николаев, выходец из дворянской семьи, получивший военное образование. Увлекшись левыми идеями, он поступил в московские Свободные художественные мастерские в класс Казимира Малевича, а после отправился в Туркестан «революционизировать искусство… в качестве художника-большевизатора». Однако по дороге в Среднюю Азию он задержался в Оренбурге, где женился, через полгода развелся, и, сменив направление, поехал в Узбекистан: сначала в Ташкент, а затем в Самарканд. Отправляясь в Среднюю Азию, Николаев хотел повторить опыт Гогена, прожившего долгие годы на Таити. Он действительно постарался полностью погрузиться в местную жизнь. В Самарканде он принял ислам и новое имя – Усто Мумин, что переводится с узбекского как «правоверный мастер», – поселился в мусульманском квартале, выучил разговорный узбекский язык.
Его искусство тех лет – это сплав различных художественных традиций. В работах Николаева сочетаются черты русской иконописи, итальянской живописи и персидской миниатюры. Художественная деятельность мастера была длинной и достаточно успешной, несмотря на то что он не смог избежать репрессий, однако произведения 1920-х гг. стали самой яркой страницей в творчестве мастера.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Истории из жизни
Пегги Гуггенхайм и Макс Эрнст
Семейная жизнь художника Макса Эрнста, яркого представителя дадаизма и сюрреализма, и Пегги Гуггенхайм, знаменитой покровительницы [...]
Июн
Статьи об искусстве
Предметный мир. Пара высоких черных хромовых сапог
Пара высоких черных хромовых сапог – частый гость на полотнах А. Попова. Каждый раз они [...]
Авг
Статьи об искусстве
Восточный базар: тысяча и один оттенок
Ориенталистская тематика, обыгрывающая мотив загадочного Востока, нашла яркое отражение в творчестве художников, особенно 19-го века, [...]
Июн
История картины
Художники-сюрреалисты и карты таро
Карты Таро — это своеобразный инструмент гадания, который веками использовался, чтобы получить представление о прошлом, [...]
1 Комментарий
Ноя
Выставки художника
Выставка «Гастроном» коммуникация с голодным зрителем. Москва 1990 год
В октябре 1990 года состоялась третья акция Александра Попова — выставка «Гастроном». Внедрение живописи в [...]
1 Комментарий
Май
Статьи об искусстве
Экспрессионизм. Нервы на пределе
Яркие цвета, острые углы, искаженные формы, уплощенность, гротеск – это те черты, которые отличают живопись [...]
Окт