Истории из жизни. При дворе «сатурнического императора» Рудольфа II

При дворе «сатурнического императора»

При чешском короле и императоре Священной Римской империи Рудольфе II Прага, куда он перенес столицу из Вены, превратилась в «Парнас искусств», по выражению современников. Рудольф собрал вокруг себя не только художников, но и выдающихся ученых, философов, гуманистов – например, астрономов Иоганна Кеплера и Тихо Браге. Интеллектуалы высоко ценили покровительство императора – так, Джордано Бруно посвятил ему целый трактат.

Кунсткамера Рудольфа II стала самой большой на тот момент коллекцией в Европе. Она включала в себя буквально все: начиная от живописи Веронезе и заканчивая рогом нарвала. Среди художественных произведений в собрании были знаменитые акварели Дюрера «Большой кусок луга» и «Заяц», многие картины Питера Брейгеля Старшего, полотна Корреджо из серии «Возлюбленные Юпитера», «Автопортрет» Пармиджанино и «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи. Кунсткамера могла также похвастаться маленькими бронзовыми статуэтками, вещами из резного камня и слоновой кости, медальонами и монетами, рисунками и книгами, разнообразными природными диковинками. Экзотические «натуралии» получали свое оформление в декоративно-прикладном искусстве. Например, из плода пальмы с Сейшельских островов был сооружен изысканный сосуд на тему Триумфа Нептуна. Т.е. Кунсткамера представляла собой своеобразный микрокосм, владея которым, Рудольф как бы владел всем миром.

При пражском дворе работал и итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо, который прославился своими полуфигурными изображениями, составленными из фруктов, овощей, цветов и прочих разнообразных предметов. Исследователи трактуют его «метаморфозные» портреты, которые современники считали всего лишь остроумными «шутками», как аллегории императорской власти. Так, в картину «Огонь», например, вплетен орден Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, и герб Австрии. В изображении «Воздуха» присутствуют павлин и орёл – символы династии Габсбургов, к которой принадлежал Рудольф II.

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Истории из жизни

Михаил Врубель. Непонятый эстет

По словам К. Коровина, М. Врубель был особенным человеком. По мнению С. Мамонтова, он был [...]

Статьи об искусстве

Абстракция пастелью. Квинтэссенция модернистских устремлений

Простая на первый взгляд композиция в работе А. Попова – крест, образованный пересечением горизонтальной и [...]

История картины

Движение — это жизнь. Смелые эксперименты с мотором в искусстве

Использование моторов и механических устройств художниками для создания картин или арт-объектов является примером того, как [...]

Статьи об искусстве

Многозначный развивающийся образ

Картина «Загон» 1982 года представляет собой горизонтально ориентированный холст, в который плотно вписаны крупные коренастые [...]

Записки художника

Линия. Два противоположных мира на рисунке графитным карандашом

Вернувшись из армии, я стал посещать различные художественные студии в Москве, где за копеечную плату [...]

Записки художника

Актуальное искусство. Выставка в московском продуктовом магазине

Использованные консервные банки идеально пригодны для живописи. Во-первых, вскрытые консервные банки имеют разнообразные интересные формы [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.