Об искусстве. Статья. Абстракция пастелью. Квинтэссенция модернистских устремлений

Абстракция пастелью. Квинтэссенция модернистских устремлений

Простая на первый взгляд композиция в работе А. Попова – крест, образованный пересечением горизонтальной и вертикальной полос и смещенный к правому нижнему углу, – отсылает зрителя к прославленным произведениям Пита Мондриана, одного из основоположников абстракционизма, и заставляет вспомнить о теоретических исследованиях, ставших классикой мирового искусствоведения.

Крест – неотъемлемый элемент решетки, особой пространственной структуры, которая стала темой знаменитой статьи Розалинды Краусс, крупнейшего теоретика современного искусства, критика, куратора.

По словам автора, решетка, открытая кубизмом, Мондрианом, Малевичем, – это «квинтэссенция модернистских устремлений всех визуальных искусств». Решетка провозглашает автономию сферы искусства, т.к. она «противостоит природе, мимесису, реальности». Одновременно решетка, повсеместная для 20-го века, служит «эмблемой модернизма», которая не встречается в искусстве века 19-го. Решетка соединяет светское и сакральное: так, с одной стороны, научные работы по физиологии зрения проиллюстрированы решетками, с другой стороны, решетка символизирует окно, не только пропускающее свет, но и отражающее его, как зеркало. Таким образом, решетка, по меткому определению Краусс, – это «символистское окно, скрытое под маской трактата по оптике».

Обращение к решетке, строгая геометричность и оперирование только вертикальными и горизонтальными линиями – не единственная отличительная черта искусства Мондриана, на которого ссылается А. Попов. Для работ художника также характерны контрасты красного, синего, желтого и черного, белого, серого.

Однако, в отличие от Мондриана, А. Попов не противопоставляет цвета и не-цвета, а выбирает сближенные серо-голубые оттенки пастели, разбавленные персиковыми.

Поверхность листа словно заволакивается голубоватой дымкой. Вместе с тем каждый квадрат картинного пространства обладает своим неповторимым общим тоном, отличным от соседней плоскости. Художник снова использует образец, рожденный и укорененный искусством модернизма, лишь как точку отсчета, систему координат, внутри которой он организует собственный колористический эксперимент.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Выставки художника

Выставка «48 живописных работ» в Академии Искусств. Москва 2011 год

На выставке картин Александра Попова 2011 г., оказавшейся заключительной, были представлены произведения, написанные в период [...]

Статьи об искусстве

Портрет И.И. Витман. Тающий образ

Композиционное решение портрета И.И. Витман, советской и российской художницы, достаточно традиционно. Ее фигура помещена ровно [...]

Статьи об искусстве

Фильм «Барби» как история Адама и Евы: изгнание из рая и осознание себя

В начале была Барби – американская компания Mattel представила культовую куклу публике в 1959 году [...]

Арт-критика

Три выставки в Новой Третьяковке. Что общего между Церковью и академией?

Грандиозный скандал, разгоревшийся вокруг передачи иконы «Троицы» Русской Православной Церкви, вновь поднял вопрос не только [...]

Полезная информация

Современный рынок искусства. Инвестиции или лотерея

Инвестиции в арт-рынок могут быть выгодным способом диверсификации своего портфеля, но они также сопряжены с [...]

Выставки художника

Выставка «Фактура времени» в лабиринте рефлексии. ЦДХ Москва 1996 год

Весной 1996 года в Москве, в конце апреля, в зале Центрального Дома Художника прошла выставка [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.