Иногда коммерческие музыкальные видео поп-звезд превращаются в настоящие произведения искусства. Так, клип Мадонны Bedtime Story («Сказка на ночь») 1995 года, в котором соединились цитаты из живописи художниц-сюрреалисток и фильмов Сергея Параджанова и Андрея Тарковского, христианская символика, античная мифология, футуристичные образы и парящие дервиши в розовых очках, считается поистине кинематографическим шедевром.
По сюжету клипа, Мадонна находится в некоем абстрактном пространстве, похожем на научную лабораторию или медицинский кабинет. Подключенная к капельнице, она погружается в искусственный сон. Мир ее подсознания оказывается скроен из фантастических образов. В нем всплывают отрывки ее собственных воспоминаний (отсюда узнаваемые христианские символы: например, яблоки и белые голуби – певица получила католическое воспитание), а также процитирован целый ряд сюрреалистских картин.
Сюрреализм в качестве основы был выбран Мадонной и режиссером клипа Марком Романеком неслучайно. В искусстве сюрреализма существует прямая связь между сном, подсознанием и визуальным образом.
Сюрреализм – это литературное, художественное, интеллектуальное течение, возникшее в конце 1910-х – начале 1920-х годов. Одним из лидеров сюрреализма стал поэт и критик Андре Бретон, опубликовавший в 1924 году т.н. «Манифест сюрреализма». Сюрреалисты находились под большим влиянием Зигмунда Фрейда, выпустившего в 1900 году свою знаменитую книгу «Толкование сновидений» (Бретон и сам обучался психиатрии). По Фрейду, сны воплощают собой вытесненные, невысказанные чувства и желания человека. Сюрреалисты противопоставляли сон сознательной, рациональной жизни. Они верили, что творческие идеи, родившиеся в подсознании, самые аутентичные. Вероятно, именно поэтому в начале клипа появляется слово lucid, что переводится как «ясный», хоть певица и, напротив, погружается в мир иррационального, запутанного, который, по мнению сюрреалистов, ценнее реального мира разума.
Для того чтобы освободиться от оков логики и вывести на поверхность свое подсознание, сюрреалисты придумали различные техники. Так, они использовали метод свободных ассоциаций, когда человек озвучивает поток своих мыслей вне зависимости от того, насколько они абсурдны или неприличны. Они также разработали технику автоматического письма и рисунка (человек пишет или рисует все, что придет в голову) и любили играть в «изысканного трупа»: участники игры писали какие-то слова или что-то рисовали, а затем загибали эту часть листа, чтобы следующий игрок не мог видеть того, что было нарисовано или написано. В итоге получался неожиданный текст или образ.
Этими техниками активно пользовались художники, в том числе те, отсылки к которым встречаются в клипе. Так, обнаженная Мадонна в воде по грудь среди птичьих черепов, наделенных огромными глазами, – это прямая цитата из творчества Леонор Фини, а именно из картины «Конец света» 1949 года. Леонор Фини – экстравагантная художница родом из Буэнос-Айреса, любительница маскарадов и яростная бунтарка, которая так и не признала свою принадлежность к сюрреализму, пусть и использовала в своих работах сюрреалистские техники (она не могла принять женоненавистнических взглядов Андре Бретона). Фини кажется в какой-то степени даже своеобразным альтер-эго Мадонны: в своем творчестве она исследовала женскую сексуальность и взаимоотношения полов, которые при этом часто строились у нее на противопоставлении доминантных женщин и пассивных, андрогинных мужчин.
Фигурируют в клипе и цитаты из творчества знаменитой Фриды Кало и менее известной, но не менее замечательной Ремедиос Варо, испанской художницы, переехавшей в Париж, а затем в Мексику. В ее детализированных, скрупулезно отделанных рисунках и картинах главная героиня почти всегда окружена какими-то сверхъестественными, магическими силами: например, в работе «Родиться снова» обнаженная женщина прорывается сквозь красную завесу к кубку, в котором отражается лунный месяц сквозь прореху в потолке (элементы этой сцены заимствует Мадонна). Момент, когда певица выпускает из одежды, словно из себя самой, белых голубей – прямая цитата «Великанши» Леоноры Каррингтон. Наконец, почти в самом начале видео появляется «Обнаженный мужчина, вид сзади» Люсьена Фрейда – художник сам не был сюрреалистом, но в данном случае интереснее его родственные связи, ведь его дед – Зигмунд Фрейд собственной персоной.
—
Главная иллюстрация фрагмент из видео «Bedtime Story», 1995 певицы Мадонны, снятый Марком Романеком. Оригинальная песня взята из альбома Мадонны «Bedtime Stories», выпущенного на лейбле Sire Records в 1994 году.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Интервью
Интервью с Анастасией Курьяновой. О любви к музыке, разгромной рецензии и беспощадности в искусстве
— Вот уже несколько лет вы пишете статьи для галереи «Артинвиа». Можете рассказать немного о [...]
Янв
Статьи об искусстве
Восток в искусстве: мягкая сила или скрытая угроза
Долгий девятнадцатый век – эпоха империй и колониальных войн – отмечен расцветом ориентализма, направления в [...]
Мар
История картины
Девушки пинап. Апофеоз женской сексуальности
Пинап (или пин-ап) — это стиль в изобразительном искусстве, в котором объектом изображения выступает привлекательная, [...]
Мар
Истории из жизни
Тернии и звезды в жизни Константина Коровина
Существует расхожий миф о том, что балерины подсыпают битое стекло в пуанты соперниц. Но Константину [...]
Авг
Полезная информация
Арт-рынок в Южной Корее: беспрецедентный бум, основные покупатели – молодежь
Значение Сеула как одного из мировых центров искусства стремительно растет. У Гонконга, где проходит Art [...]
Апр
Записки художника
Саша Сазоненко. Пара небольших пожелтевших листов раннего Шагала
У Саши Сазоненко, обладавшего пивным брюшком, была огненно-рыжая борода, зелёные глаза. Он был техником-смотрителем соседнего [...]
Сен