В Лондонской Национальной галерее хранится один занимательный портрет турецкого султана кисти венецианского художника 15-го века Джентиле Беллини. Это портрет Мехмеда II Завоевателя. Под натиском его войск в 1453 г. пала столица Византийской империи – Константинополь.
Мехмед был не только военачальником и политиком, но и покровителем искусств. Он также изучал классические языки, увлекался географическими картами, следил за последними достижениями в области военной архитектуры, коллекционировал монеты и медали, а значит, осознавал потенциал портретного образа как способа прославления правителя.
Стоит отметить, что представление об исламе как религии, запрещающей натуроподобные изображения, не совсем верно. Вне религиозного контекста они были вполне приемлемы. Кроме того, какие бы то ни было правила на султана не распространялись.
Поэтому неудивительно, что Мехмед II попросил венецианцев прислать мастера, искусного в портретной живописи. В ответ в Османскую империю был отправлен Джентиле Беллини, к тому моменту уже состоявшийся и успешный художник из целой династии живописцев. Он пробыл в Константинополе 15 месяцев и, по-видимому, имел уникальный доступ к частным покоям дворца султана, где, как считается, и был написан его портрет. Кроме того, он преподнес в подарок Мехмеду альбом рисунков своего знаменитого отца – Якопо Беллини.
Портрет напоминает многие европейские портреты того времени и разительно отличается от османского искусства 15-го века. Султан, изображенный в погрудном срезе почти в профиль и помещенный внутри иллюзионистически выписанной арки, представлен в богатом одеянии, которое красноречиво свидетельствует о его статусе. Вокруг него парят шесть корон, которые либо символизируют территории под его властью, либо указывают на его место по счету в череде османских султанов. Однако портрет пробыл в Константинополе совсем недолго. Вероятнее всего, картина была привезена в Италию после смерти Мехмеда в 1481 г. В последующие века портрет был сильно записан, в таком виде он остается и до сих пор. Тем не менее, его можно считать одним из первых произведений ориентализма.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Искусство понимать
Искусствоведческие термины, которые помогут лучше разбираться в живописи
В музее или в каталоге картины часто сопровождаются пояснительным текстом, который, тем не менее, не [...]
Июл
Искусство понимать
Леди Гага и искусство. Поп-музыка и (поп-)арт
Творчество Леди Гаги насыщено отсылками к разным явлениям в искусстве – неслучайно один из ее [...]
Май
Статьи об искусстве
Дон Кихот. Испанский идальго на русской почве
Герой романа Сервантеса не раз привлекал внимание многих выдающихся художников. Несколько сотен иллюстраций к книге, [...]
Май
Статьи об искусстве
Поймать дзэн: восточная философия и живопись
В современном мире «достигаторства», постоянной спешки, тревожных расстройств, высоких скоростей и технологий особенно востребованными вновь [...]
Фев
Записки художника
Токи, исходящие от картин. Запах льняного масла и масляной краски
Мне 14 лет. Я иду с мамой первый раз в Музей изобразительных искусств им. А. [...]
Июл
Полезная информация
Арт-рынок в Южной Корее: беспрецедентный бум, основные покупатели – молодежь
Значение Сеула как одного из мировых центров искусства стремительно растет. У Гонконга, где проходит Art [...]
Апр