Излюбленным источником сюжетов для художников-прерафаэлитов была баллада английского поэта Альфреда Теннисона «Леди из Шалот». Пожалуй, одну из самых известных картин по этому литературному произведению, знаковую работу британской живописи, создал в 1888 г. Джон Уильям Уотерхаус. Биограф живописца Энтони Хобсон сообщает, что у художника была книга Теннисона, и каждая ее пустая страница была заполнена карандашными зарисовками к картине. Помимо «Леди из Шалот» Уотерхаус создал еще две живописные работы, запечатлевающие различные эпизоды из жизни «волшебницы».
Баллада повествует о молодой девушке, заточенной в башне на острове Шалот, вниз по реке, текущей от Камелота, знаменитого замка короля Артура. Под страхом смерти Леди из Шалот запрещено смотреть из окна. На нее наложено заклятие. Она может видеть реальный мир лишь через его отражение в зеркале. Все, что ей остается, – это вечно ткать длинное полотно, запечатлевая на нем все то, что она увидела в зеркальной глади. Однако однажды она замечает в зеркале прекрасного рыцаря Ланселота и, не в силах сопротивляться внезапно вспыхнувшим чувствам, выглядывает из башни, чтобы посмотреть на возлюбленного вживую. Зеркало раскалывается, и девушка понимает, что проклятие ее настигло. Желая встретиться с Ланселотом, она плывет в лодке к Камелоту, напевая свою последнюю песнь, но, прежде чем достигнуть замка, умирает.
Традиционно считается, что в качестве модели для «Волшебницы из Шалот» Уотерхауса выступила жена мастера. Живописец изображает девушку отчаливающей в лодке, на которую наброшено сотканное ею полотно, в осеннем пейзаже, представленном очень натуроподобно: художник работал какое-то время на пленэре. Девушка смотрит на Распятие, перед которым поставлены три свечи. Две из них уже потухли – это предчувствие скорой смерти Леди из Шалот. Распятие традиционно означает мученичество и жертву – в мучениях, неволе провела свою жизнь девушка, а сейчас она умирает за свою любовь. Она снимает с лодки цепь, тем самым освобождаясь от заточения ценой собственной жизни.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Интересная профессия. Чем занимается искусствовед?
Может сложиться обманчивое впечатление, что суть профессии искусствоведа – писать велеречивые тексты, полные пышных эпитетов [...]
Апр
Статьи об искусстве
Экспрессионизм. Нервы на пределе
Яркие цвета, острые углы, искаженные формы, уплощенность, гротеск – это те черты, которые отличают живопись [...]
Окт
Статьи об искусстве
Демократичное хобби. Заметка о советских коллекционерах
Разговор о коллекционерах в послевоенном СССР следует начать с проблематизации юридического статуса собирательской деятельности. Открыто [...]
Окт
Записки художника
Живопись на гвозде. Масляные краски, лист оргалита и детская коляска
Я работал дворником в районе Кропоткинской улицы (сейчас Пречистинка), убирал Сеченовский и Барыковский переулки. Во [...]
Сен
История картины
Движение — это жизнь. Смелые эксперименты с мотором в искусстве
Использование моторов и механических устройств художниками для создания картин или арт-объектов является примером того, как [...]
Мар
Статьи об искусстве
Импрессионистический пейзаж. Дыхание осени
«Осенний пейзаж» А. Попова – это картина, которая одновременно сочетает и лаконичность образа, и невероятную [...]
Сен