На многих картинах испанских художников 17-го века, особенно натюрмортистов, присутствуют любопытные глиняные сосуды красноватого оттенка. Например, такую миниатюрную вазочку с тонким горлышком пишет Франсиско де Сурбаран в натюрморте из музея Прадо в Мадриде. Небольшой кувшинчик кирпичного цвета подносит фрейлина юной инфанте Маргарите Терезе на знаменитой картине Диего Веласкеса «Менины». Вазы из красной глины включали в свои натюрморты испанские мастера Томас Йепес, Хуан Батиста де Эспиноза, Хуан ван дер Хамен и др.
Такие сосуды, называвшиеся букарос де Индиас, производились недалеко от города Тонала в штате Халиско в Мексике. Из ароматной глины создавались емкости самых разнообразных форм, от простых чаш до ваз хитроумных очертаний. Ими восхищались не только переселенцы в Америке, но их также в 17-м веке активно экспортировали в Европу и коллекционировали.
Мода на букарос подробно описана в источниках. Сосуды особенно высоко ценили за тонкий аромат глины, из которой они изготавливались. В букарос чаще всего хранили и подавали воду, которой глина придавала утонченной привкус. Вода испарялась через поры в тонких стенках неглазурованных сосудов, благодаря чему сухой испанский воздух увлажнялся и наполнялся изысканным ароматом, а жидкость в кувшине охлаждалась. Кроме того, было распространено мнение о том, что букарос очищают воду и даже могут помочь обнаружить яд. Известно, что испанские и итальянские придворные дамы даже ели маленькие кусочки букарос, которые, как считалось, обладали особенными гастрономическими и целебными свойствами, а также носили черепки в качестве амулетов. Поедание глины, т.е. т.н. букарофагия, придавала коже бледности, что понималось в то время как эталон красоты. Выдающийся испанский поэт и прозаик Лопе де Вега сатирически писал об употреблении в пищу букарос, особенно влюбленными женщинами. Французский писатель Теофиль Готье, путешествовавший по Испании, также свидетельствовал ок. 1840 г. о сохранении обычая букарофагии, однако к тому моменту сосуды из мексиканской глины стали уже редкостью.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
История картины
Движение — это жизнь. Смелые эксперименты с мотором в искусстве
Использование моторов и механических устройств художниками для создания картин или арт-объектов является примером того, как [...]
2 Комментария
Мар
Записки художника
Встреча с театром. Премьера спектакля «Гамлет» с Владимиром Высоцким
С театром я встречался в своей творческой биографии несколько раз, но теплых взаимных чувств не [...]
Сен
Истории из жизни
Михаил Врубель. Непонятый эстет
По словам К. Коровина, М. Врубель был особенным человеком. По мнению С. Мамонтова, он был [...]
2 Комментария
Авг
Статьи об искусстве
Самураи в искусстве: персонажи, заказчики, ценители, коллекционеры
Самураи – воины, на 700 лет захватившие политическую власть в Японии. За века их существование [...]
Мар
Полезная информация
Арт-рынок в Южной Корее: беспрецедентный бум, основные покупатели – молодежь
Значение Сеула как одного из мировых центров искусства стремительно растет. У Гонконга, где проходит Art [...]
Апр
Статьи об искусстве
Провокация как традиция. Нецензурное в живописи
В картинах А. Попова нередко фигурируют надписи: отдельные слова или короткие фразы и предложения, часто [...]
Окт