Об искусстве. Статья. Как (не) стать мастером за 10 тысяч часов?

Как (не) стать мастером за 10 тысяч часов?

Правило 10 тысяч часов, кажется, популярно до сих пор. Считается, что для достижения мастерства в каком бы то ни было деле, будь то программирование или искусство живописи, необходимо 10 тысяч часов практики – это примерно три часа в день на протяжении десяти лет, – по истечении которых человек неизбежно станет виртуозом.

Однако с подобным утверждением трудно согласиться, хотя, казалось бы, сторонники этой теории приводят достаточно убедительные аргументы. Так, психолог Джон Хейс, проанализировав творчество семидесяти шести знаменитых композиторов классической музыки, пришел к выводу, что свои величайшие произведения почти все они создали лишь по прошествии как минимум десяти лет практики. Тем не менее ряд примеров доказывает, что успех многочасовых упражнений во многом зависит от их интенсивности, применяемых при обучении методов, таланта и способностей человека, его/ее целей, задач и ценностей.

Например, в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой обучение длится почти 8 лет, то есть можно предположить, что, согласно правилу 10 тысяч часов, вскоре после выпуска бывшие студенты Академии превращаются в готовых мастеров. Однако реальность разительно отличается от теоретических построений. Совсем юная 17-летняя балерина уже может быть настоящим мастером, большой артисткой, способной на полноценное художественное высказывание. А кто-то и спустя десяток лет так и не достигает уровня хотя бы корифейки, то есть исполнительницы, занимающей первые места в кордебалете. При этом все артисты обязаны регулярно посещать класс, они постоянно участвуют в репетициях и спектаклях – количество часов, которые они отводят практике, растет день ото дня. Но если выступление одной танцовщицы – настоящий катарсис, откровение, то другая, несмотря на те же самые изнурительные репетиции, способна лишь выполнять гимнастические упражнения при свете софитов в красивой пачке.

Практика имеет значение, но она бесполезна, если человек не наделен талантом или хотя бы минимальными способностями, недобросовестен и не отличается высоким уровнем интеллекта – чтобы стать мастером, необходима сознательность, умение мыслить. Мяснику из известного рассказа китайского философа Чжуан-цзы понадобилось лишь три года, чтобы освоить свое дело и достичь в нем большого мастерства. При разделке бычьих туш он пользовался уже не глазами или чувствами, а полагался на ум, духовное зрение. Бездумность не способствует виртуозности, а осмысленность даже самое неприглядное занятие может превратить в искусство.

Приведем еще один пример. Хорошо известно, что для того чтобы стать профессиональным пианистом, необходимо с самого детства уделять игре на фортепиано долгие часы, тогда действительно можно добиться виртуозного владения техникой. Однако технически совершенных музыкантов не всегда бывает интересно слушать. Они не допускают ошибок, техника затмевает в их исполнении все эмоциональное. При этом недостаток технической подкованности, если человек действительно одарен, не помешает ему произвести впечатление – и такого пианиста нельзя будет не назвать мастером. Так, в 2015 году на XV конкурсе П.И. Чайковского слушателей и критиков поразил своей искренней игрой и яркой индивидуальностью молодой, почти неизвестный никому на тот момент французский пианист Люка Дебарг. Впервые он оказался за инструментом в возрасте 11 лет, что очень поздно, потом бросил занятия и поступил на литературный факультет Парижского университета, который успешно закончил, и лишь после решил стать профессиональным музыкантом – в возрасте 20 лет. Уже четыре года спустя он стал лауреатом IV премии на конкурсе Чайковского, что невероятно престижно. Стать мастером ему не помешал и недостаток практики.

И все-таки, кто такой мастер? Хороший ремесленник или художник? В искусстве, допустим, живописи или скульптуры, мастер – это определенно именно художник. Это тот, кто способен мыслить самостоятельно и свежо. Это не просто ремесленник, повторяющий из раза в раз отработанный прием. Мастера и отличает то, что не каждый может им стать, как бы ни старался. Леонардо да Винчи вообще был занят самыми разными областями творчества и знания и не уделял слишком много времени живописи, оставив после себя лишь небольшое количество произведений. И, тем не менее, он считается крупнейшей фигурой Итальянского Возрождения и автором, пожалуй, самой известной картины в мире. Рисовальщики, продающие симпатичные картинки для украшения интерьеров, тоже всю жизнь практикуются, причем очень усердно, воспроизводя один и тот же мотив бесконечное количество раз. Но их никак нельзя назвать мастерами и сравнить с произведениями именно художников, а не ремесленников. Даже если мастер разрабатывает один и тот же мотив, например, вид из окна или композицию из шляп и ботинок, глубинное художественное решение, живописная задача, оказывается каждый раз разным, хотя внешне картины на первый взгляд и мало чем отличаются. Практика необходима, но она не является гарантией успеха. Бросание себе вызова, новизна, мыслительная подоплека, стремление к постоянному развитию – вот, что отличает мастера.

Искусство понимать

Скрябин и Кандинский: музыка как живопись и живопись как музыка

В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей.  [...]

Статьи об искусстве

Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня

Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник [...]

Полезная информация

Чем «Артинвиа» отличается от других художественных галерей?

Дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на сайте! Художественная онлайн-галерея «Артинвиа» была открыта в 2020 [...]

Статьи об искусстве

Выставки-акции. Акция-провокация или акция-коммуникация?

Акционизм – это такая форма искусства, которая у широкого зрителя в России ассоциируется в первую [...]

1 Комментарий

Статьи об искусстве

Камерная техника пастели. Неожиданный главный герой

Камерная техника пастели, небольшие размеры листа со сценой Распятия контрастируют с монументальной темой, которая часто [...]

Записки художника

Одесская Юморина. Бумажный нос Патрушева и танцующие пары с плакатами

В каком году в Одессе состоялась первая советская официальная Юморина 1 апреля. Не помню. Узнав [...]

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.