Джузеппе Кастильоне – итальянский художник 18 века, слава к которому пришла не в Европе, а на Востоке. Его судьба сложилась уникальным образом. Он стал одним из немногих западных живописцев, чьи произведения были включены в китайские императорские коллекции.
Кастильоне был иезуитом, но отправился в Китай не как член Общества Иисуса, наделенный миссионерскими функциями, а как светское лицо. В его задачи входило написание картин для императора династии Цин. На протяжении своей жизни Кастильоне служил трем китайским правителям, при которых Срединное государство достигло пика своего развития.
Кастильоне исполнял портреты императора, членов его семьи и знати, сцены из придворной жизни, запечатлевал различные исторические события. Излюбленной его темой стали лошади. В произведениях Кастильоне сочетались западные и восточные черты. Он синтезировал подходы традиционной китайской живописи, ее материалы и техники с европейскими принципами построения перспективы и светотеневой моделировкой. Кастильоне писал на шелке, используя тушь и минеральные краски, но создавал иллюзию объема и пространства европейскими методами.
Однако деятельность мастера в империи Цин не ограничивалась исполнением живописных произведений для императора. Художник расписывал потолок и купол католической церкви в Пекине, обучал китайских художников своему методу, возглавлял многие архитектурные проекты: так, под его руководством был построен загородный дворцовый комплекс под Пекином с обширной системой фонтанов. В этих дворцах, в которых никто никогда не жил, император и его придворные могли переодеваться и играть в европейцев. В 18 веке Европу захватил феномен «шинуазри», т.н. китайщины: в европейских парках возводились китайские павильоны, интерьеры украшались китайскими ширмами и фарфоровыми вазами, китайские мотивы проникали в живопись. Параллельно в Китае происходило обратное явление, ставшее возможным во многом благодаря именно Джузеппе Кастильоне, амбассадору западного знания и искусства на Востоке.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Несколько мотивов и эпох. Ощущение безразличия и одиночества
Сюжетно картина А. Попова «Страсти Христовы» заключает в себе несколько мотивов и эпох. Чуть смещенная [...]
Июн
Искусство понимать
Искусство Вьетнама. Подражание колонизаторам или национальная традиция?
Вьетнамское искусство мало известно за пределами Вьетнама. Однако на современном арт-рынке оно ценится год от [...]
Июн
Истории из жизни
Страна чудес Рене Магритта. Поэтические связи между объектами
На умение Рене Магритта, прославленного бельгийского художника-сюрреалиста, создавать запоминающиеся образы повлияла, вероятно, в том числе [...]
Ноя
История картины
Искусство аутсайдеров под обложкой
В 1922 г. в Берлине была опубликована необычная книга – «Изобразительная деятельность душевнобольных». Материалом для [...]
Окт
Статьи об искусстве
Пара старых башмаков: привет Ван Гогу
А. Попов в своей серии натюрмортов «Дело в шляпе» обыгрывает простой мотив – темную шляпу [...]
Апр
Статьи об искусстве
События 1974 года. Бульдозерная конфронтация vs выставка на свежем воздухе
Modus vivendi неофициального искусства был определен после знаменитой выставки, посвященной 30-летию МОСХа в 1962 г. [...]
Дек