Древнегреческая мифология – это неисчерпаемый источник сюжетов для художников. Иногда эти сюжеты срастаются воедино и трансформируются в новую историю. Так, в двух картинах французского живописца-символиста Гюстава Моро прекрасную спящую нимфу созерцает, словно свое творение, одноглазый гигант, сочетающий в себе одновременно черты и циклопа Полифема, и скульптора Пигмалиона. Как же так произошло, что в одном образе соединились два совершенно разных мифологических эпизода?
Полифем, сын Посейдона, лучше всего известен по приключениям Одиссея, ослепившего незадачливого великана. Однако в молодости циклоп выступил в роли безответно влюбленного юноши. В идиллии сицилийского поэта эллинистического периода Феокрита рассказывается о любви Полифема к морской нимфе Галатее. На вилле Фарнезина в Риме сохранились две знаменитые фрески, одна из которых, исполненная Себастьяно дель Пьомбо, изображает несчастно влюбленного Полифема, а вторая, созданная Рафаэлем, запечатлевает триумф Галатеи. Работы на тему любви циклопа к нереиде создали в разное время ученик Рафаэля и мастер маньеризма Джулио Романо, основатель Болонской академии и художник конца 16 – начала 17-го века Аннибале Карраччи, живописец-символист Одилон Редон, впервые обративший внимание на то, что влюбленный циклоп у Феокрита был совсем юн.
Параллельно в искусстве развивался сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия, о скульпторе Пигмалионе, который исполнил прекрасную статую и полюбил ее. Он молил Венеру послать ему жену, столь же прекрасную, как и изваянная им скульптура, после чего статуя чудесным образом ожила. У Овидия девушка-статуя остается безымянной. Однако в 18-м веке у Э.М. Фальконе, автора знаменитого памятника Петру Великому на Сенатской площади в Петербурге, скульптура именуется уже «Пигмалион и Галатея». Галатеей впервые называет девушку в своем сочинении «Пигмалион» Ж.-Ж. Руссо: во второй половине 18-го века это было популярное пасторальное имя пастушки. Так воедино сливаются два различных мифологических сюжета, приобретающие в картинах Моро в конце 19-го века особенную символистскую глубину и многослойность.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Истории из жизни
Веселые ученические годы К. Коровина
Как вспоминал художник К. Коровин, в бытность свою ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, [...]
Дек
Статьи об искусстве
Вспышка цвета. Пастозная фактура и открытая кисть
Образно, сюжетно «Зажглись фонари» А. Попова – это парафраз «Звездной ночи над Роной» кисти Ван [...]
Окт
Записки художника
Житьё-бытьё. Армия и служба в казахстанском поселке Актогай
После окончания общеобразовательной и детской художественной школ я поехал показывать работы в Строгановку. До экзамена [...]
Июл
Статьи об искусстве
Больше, чем граффити. Паблик-арт Бэнкси и Хэмблтона
Ричард Хэмблтон – «крестный отец уличного искусства» – гораздо менее известен широкой публике, чем его [...]
Янв
Полезная информация
Чем «Артинвиа» отличается от других художественных галерей?
Дорогие друзья, мы рады приветствовать вас на сайте! Художественная онлайн-галерея «Артинвиа» была открыта в 2020 [...]
Апр
Статьи об искусстве
Искусственный интеллект: сможет ли нейросеть заменить художника?
Стремительно растущие в последние годы возможности искусственного интеллекта, в том числе в области продуцирования картинок, [...]
Фев