Искусство понимать. Статья. Леди Гага и искусство. Поп-музыка и (поп-)арт

Леди Гага и искусство. Поп-музыка и (поп-)арт

Творчество Леди Гаги насыщено отсылками к разным явлениям в искусстве – неслучайно один из ее альбомов носит говорящее название Artpop («Арт-поп», 2013 г.).

Например, клип на песню Applause из этого альбома изобилует аллюзиями на немецкий экспрессионизм и в частности легендарный фильм Франца Ланга «Метрополис», классику немого кино, революционную научно-фантастическую антиутопию 1927-го года, послужившую источником вдохновения целой череде звезд шоу-индустрии. Действие фильма разворачивается в далеком на момент съемок 2000-м году и повествует о городе, в котором богатые наслаждаются жизнью в роскошных садах и дворцах, а бедные рабочие живут под землей и обслуживают машины, благодаря которым функционирует мегаполис. На визуальное оформление фильма повлияли такие течения и феномены в искусстве, как ар-деко, Баухаус, футуризм, готические мотивы – их отголоски звучат и в решении почти черно-белого, люминесцирующего вспышками клипа.

Иллюстрация фрагмент из видео на песню «Applause» певицы Леди Гаги с её третьего студийного альбома Artpop, 2013

В видео Гага меняет образы и в том числе появляется с узнаваемой прической Мэрилин Монро – актрисы, воспетой в поп-арте Энди Уорхолом, одним из основоположников направления, расцвет которого пришелся на 1950-70-е годы в Америке и Великобритании. Черные перчатки, которые надеты на певице в одной из сцен клипа, создают эффект древнегреческой статуи без рук – прием, опробованный еще в фильме «Мечтатели» 2003-го года Бернардо Бертолуччи, когда в похожем образе представала героиня Евы Грин. В свою очередь, сочетание почти обнаженной Гаги и раковин на ее груди вольно цитирует «Рождение Венеры» Боттичелли.

Иллюстрация фрагмент из видео на песню «Applause» певицы Леди Гаги и фрагмент картины «Рождение Венеры» живописца Сандро Боттичелли, 1482 — 1486

В клипе на песню Artpop Гага позирует с синими и серебристыми металлическими шарами, напоминающими статуи Джеффа Кунса – такого же активного, как и сама певица, исследователя поп-культуры, стирающего в своем творчестве границу между высоким искусством и китчем. В его работах много парадокса и противоречия: например, его легендарные огромные «надувные» собаки из металла кажутся легкими и мягкими, в то время как на самом деле они твердые и весят тонны. Подход Кунса (в любви к которому артистка открыто признается в песне Applause) близок творчеству Гаги, любительницы сочетать несочетаемое и провоцировать – даже самое название песни G.U.Y. произносится как «парень», а расшифровывается как «девушка под тобой».

Иллюстрация фрагмент фотографии «Джефф Кунс с синим шаром» и фрагмент из видео певицы Леди Гаги

Альбом Artpop – не единственный случай обращения Гаги к искусству. Клип «911», вышедший в 2020-м году, вдохновлен «Цветом граната» – самым известным фильмом Сергея Параджанова, советского режиссера армянского происхождения, уроженца Тбилиси. В картине об армянском поэте Саят-Нове нет сюжета как такового, главное – калейдоскоп визуальных образов, каждый кадр можно рассматривать как законченное произведение искусства. В конце клипа Гаги происходит неожиданный поворот сюжета, который подтверждает догадки зрителя: оказывается, что певица попала в аварию по пути на фестиваль армянского кино, а все музыкальное видео – лишь плод ее воображения, пока она находилась без сознания.

Иллюстрация фрагмент из видео на песню «911» певицы Леди Гаги, 2020

Очевидно, что Леди Гага сознательно оперирует разнообразными отсылками к искусству – она цитирует тех художников, которые близки ей по подходу и разрабатываемым темам, в ее клипах и песнях множество отсылок к античности и Библии (что не кажется удивительным, учитывая происхождение артистки, родившейся в итальянской семье и получившей католическое воспитание). Певица не лукавит, когда открыто заявляет в песне Applause, что «поп-культура была в искусстве, теперь искусство – в поп-культуре, во мне».

Иллюстрация фрагмент из видео на песню «Applause» певицы Леди Гаги с её третьего студийного альбома Artpop, 2013

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Статьи об искусстве

Два пути. Встреча или расставание

Картина А. Попова «Два пути» по композиции и сюжету близко напоминает офорт И. И. Шишкина, который [...]

Статьи об искусстве

Аллегория скоропортящейся красоты или неизбежные метаморфозы

Мне кажется, так дорого я стою,Как ни одно земное существо.Когда же невзначай в зеркальной гладиЯ [...]

Статьи об искусстве

Создать и уничтожить. В чем сила искусства?

Что означает понятие «деструкция», когда речь заходит об искусстве? Деструкция – то есть намеренный или [...]

Истории из жизни

Театральная жизнь Валентина Серова

Валентин Серов был генетически укоренен в театральную жизнь. Отец художника сочинил нескольких популярных в свое [...]

Статьи об искусстве

На хребте селедки. Натюрморт написанный как пейзаж

Селедка, которую А. Попов помещает на передний план одного из своих натюрмортов наряду со шляпой, [...]

Истории из жизни

«Жизнь моя». В редакции Федора Попова

«Жизнь моя» – простой, достаточно прямолинейный автобиографический рассказ написал на излете своих лет мой прадед [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.