Об искусстве. Статья. Феномен фланера. Впечатление от шумного города

Феномен фланера. Впечатление от шумного города

В работе «Около Большого театра» А. Попов выбирает то же место и тот же мотив, что и в знаменитой картине Юрия Пименова «Новая Москва». Живописец, а вместе с ним и зритель, наблюдает плотный поток машин у Большого театра. Но если героиня Ю. Пименова направлялась в сторону Кремля, то в работе А. Попова взят ракурс со встречной полосы на отель «Метрополь».

А. Попов работает в импрессионистической манере, свободным, открытым мазком.

Важнее всего ему передать визуальное впечатление от шумного города, сотканное из световых эффектов – игры солнечных лучей на поблескивающих боках машин и майоликовых панно фасадов «Метрополя», света, который рассеивается в городской пыли, проникает сквозь окна автомобилей и ложится на окрашенные стены зданий.

Художник выстраивает целостную по цвету композицию, «обнимает» ее голубовато-сероватым общим тоном, по живописной ткани контрапунктом проходит ритм красных автомобильных фонарей. Вытянутый формат листа усиливает эффект вынужденной остановки и большого, распластанного города.

В этой картине возрождается своеобразный фланерский взгляд, как в работах импрессионистов, запечатлевающих Париж.

Фланер – это «человек толпы», по выражению французского поэта Шарля Бодлера. Феномен фланера сквозь призму поэзии Бодлера стал предметом отдельного анализа Вальтера Беньямина, известного немецкого философа и теоретика культуры. В. Беньямин писал, что фланер – это «праздношатающаяся личность» и «детектив поневоле», он наблюдателен, но одновременно беззаботен. Улица становится его квартирой, а толпа – зрелищем. Однако, можно сказать, что новый фланер, в Москве 21-го столетия, – это человек, который передвигается уже не пешком, а на машине и при этом не имеет возможности пронестись по улицам города, он вынужден на время остановиться. Затор на дороге или очередь на светофоре – идеальные обстоятельства для нового фланерского праздного наблюдения через окно автомобиля, к которому зритель присоединяется вместе с художником.

Подпишитесь на канал. Следите за нашими новостями в удобном формате

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед

Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.

Статьи об искусстве

Зимние пейзажи. Многообразие решений одного мотива

В рамках серии, посвященной видам Нескучного сада, один и тот же зимний пейзажный мотив, одну [...]

Статьи об искусстве

Несколько мотивов и эпох. Ощущение безразличия и одиночества

Сюжетно картина А. Попова «Страсти Христовы» заключает в себе несколько мотивов и эпох. Чуть смещенная [...]

Статьи об искусстве

Проза жизни: грязный реализм в живописи и литературе

Творчество американского писателя XX века Чарльза Буковски, представителя так называемого «грязного реализма», не оставляет никого [...]

Истории из жизни

Караваджо. Бунтарь без причины

Микеланджело Меризи да Караваджо – enfant terrible мирового искусства, обладавший взрывным темпераментом. Однажды он попал [...]

Статьи об искусстве

Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня

Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник [...]

Записки художника

Место встреч. Портреты Дон Кихота, мушкетеров и иллюстрации к Диккенсу

Рядом с моим домом, через два соседних, в Коробейниковом переулке находилась пивная, лучше сказать советский [...]

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.