«Осенний пейзаж» А. Попова – это картина, которая одновременно сочетает и лаконичность образа, и невероятную насыщенность цвета и фактуры.
Художник изображает одинокое дерево в окружении нескольких кустов, раскинувшее свои ветви на взгорье. Крутой холм закрывает линию горизонта и занимает почти половину холста. Однако ощущения тяжеловесности не возникает: за холмом поднимается высокое осеннее небо.
Сюжетно и особенно по манере исполнения пейзаж неуловимо перекликается с «Опушкой леса в Фонтенбло», картиной из Пушкинского музея кисти французского импрессиониста Альфреда Сислея.
Произведения объединяет осенняя тематика, текучая кисть, жидкий, длинный мазок. Однако у А. Попова мазок плотнее, гуще, он круглится, в то время как у Сислея кисть тоньше, острее, мазки положены чаще.
Кроме того, если работа Сислея словно залита солнцем, то в «Осеннем пейзаже» палитра холоднее. Живописцы запечатлевают разную осень: у французского художника – это бабье лето, багрянец и золото, а у А. Попова – холодная пора, «мглой волнистою» покрытые небеса, продуваемые насквозь леса, «в их сенях ветра шум и свежее дыханье» (А.С. Пушкин).
И тем не менее, «Осенний пейзаж» удивляет богатством красок. Каждый мазок, как разрез мрамора, наполнен цветом, нанизанными друг на друга оттенками. Небо переливается лилово-розовыми, земля – охристо-голубыми, листва соткана из желтоватых, рыжеватых, лиловых, зеленоватых, словно богато расшитое платье.
Художник следует ключевым импрессионистическим принципам, поэтому сравнение с Сислеем не случайно.
Импрессионисты передавали не конкретный пейзаж, а визуальное впечатление, которое производит этот пейзаж, писали не так, как есть, а так, как кажется, видится, поэтому мириады отдельных разноцветных мазков складываются в глазу зрителя в единый целостный живописный образ. Рисунок и традиционная перспектива отсутствуют, композиция сознательно «плывет». Достаточно фактуры и цвета, главных инструментов А. Попова, чтобы точно и тонко передать состояние природы.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Искусство понимать
Красавицы в роскошных интерьерах. Невидимая рука рынка в истории искусства
При анализе живописного произведения важно не только уметь расшифровывать запутанные аллегории, представлять себе исторический контекст [...]
2 Комментария
Сен
Выставки художника
Выставка «Три фигуры в Нескучном саду» зимний перформанс. Москва 1996 год
И вновь уличная выставка, и вновь выбрано нестандартное, нескучное решение экспозиционного театрализованного пространства. На этот [...]
Май
Истории из жизни
Репин Восторженный и Разгневанный
Репин Восторженный И.Е. Репин был натурой восторженной. Как вспоминал К.И. Чуковский, художник «любил кланяться, благодарить, [...]
Июн
История картины
Романтический образ и суровая правда
«Мир Кристины» кисти художника Эндрю Уайета – это одно из самых узнаваемых произведений американского искусства. [...]
Сен
Записки художника
Разговор с другом-поэтом. В живописи нельзя рассчитывать на благополучие
Дорогой друг, слово «живопись» я понимаю буквально: живо писать красками. Занимаясь живописью, я стараюсь находиться [...]
Фев
Статьи об искусстве
Обращение к русскому авангардизму. Ироничное высказывание
Обращение А. Попова к русскому авангардизму могло носить не только вполне серьезный, как в «Коробейниковом [...]
Июл