Невидимые волны. Пустынное шоссе и электричка от Загорска к Москве. Записки художника Александра Попова

Невидимые волны. Пустынное шоссе и электричка от Загорска к Москве

В 1987 году у меня состоялась совместная с Андреем Медведевым выставка «Живопись 87». Она прошла в зале творческого объединения «Вернисаж», в доме культуры где-то на окраине Москвы. На выставке были представлены картины, написанные мной в период 1979 – 1987 гг. Я выставил серию натюрмортов: «Консервные банки», «Орудия труда», «Патефон», «Камни», «Бездомные вещи», серию из четырех картин «Загон», лубки.

Невидимые волны. Рассказ № 18. Записки московского живописца
«Банки. В частной коллекции. Финляндия» А. Попов, холст, масло, 80 х 70 см., 1987 г.

В день открытия выставки я приехал за два часа до вернисажа и привёз с собой легендарный красный патефон с несколькими пластинками, сохранившимися у меня со времени проведения уличной выставки в 1974 году на Гоголевском бульваре. Я поставил патефон на сцену, которая была в зале, подкрутил его черную ручку. Как сквозь помехи времени, шипя и щёлкая, зазвучала знакомая мелодия старинного танго с художественным свистом в завершении. Эта мелодия во мне что-то зацепила, стало грустно, на душе повисла такая тоска.

Я вдруг ощутил полное одиночество, свою ненужность в мире, в пустом выставочном зале, среди картин с изображением бездомных вещей и камней. Я составил стулья и лег на них, закрыв глаза. Однажды у меня уже была такая тоска.

Это было 13 августа 1969 года. После окончания средней школы я гостил у Сергея Миллера на даче на станции Совхоз под Загорском. Мы с Сергеем готовились к поездке на дорожных велосипедах по городам Золотого кольца. Вечером катались и, когда стало смеркаться, зачем-то остановились на пустынном шоссе, слезли с велосипедов. Перед нами было большое поле, уходящее под наклоном к железной дороге. По ней от Загорска к Москве с горящим светом в окнах, с перестуком колес мчалась электричка. Я глядел на электричку, и в грудь откуда-то пролилась черная тоска, перехватило дыхание, стало трудно дышать. У меня появилось сильное желание уехать в Москву. На следующее утро к нам на дачу приехала однокашница Ирина Ишкова и сказала, что мне надо ехать домой. Ничего у неё не спросив, я понял, что случилось что-то непредвиденное и непоправимое. За всю дорогу к Москве, сидя напротив друг друга в вагоне электрички, мы с Ирой не сказали ни слова…

Картина. Натюрморт. Мундштук отца
Мундштук отца 100×70 см. Год создания 2010. Страна Россия.

Я поднялся на лифте, зашел в квартиру, сделал два шага по комнате к окну…, навстречу мне шёл дед Сидор с нелепо расставленными в стороны руками и плакал. Вчера вечером умер мой отец: у него случился инфаркт. Как объяснить, что, находясь за шестьдесят километров от Москвы, я чувствовал смерть отца? С тех пор мысль о том, что невидимые волны окружают земной шар, наматываясь на него, как нитки на клубок, не покидает меня. Пример тому – звуковые и радиоволны, но есть, наверное, десятки других волн с другими свойствами, параметрами, возможностями, информацией.

Художник Попов Александр Борисович

Автор: Александр Попов / Живописец

Советский и российский художник, член «Московского Союза художников». Провел однодневную выставку на Гоголевском бульваре, которая положила начало новому типу московских уличных выставок, ставших неотъемлемой частью культуры 70-х годов СССР. Работы находятся в частных российских и европейских коллекциях, музеях современного искусства.

Написать комментарий к статье...

Искусство понимать

Искусствоведческие термины, которые помогут лучше разбираться в живописи

В музее или в каталоге картины часто сопровождаются пояснительным текстом, который, тем не менее, не [...]

Статьи об искусстве

Альтер эго художника или инструмент изысканной формы

У А. Попова есть целая серия картин, ключевым элементом которых выступает труба, музыкальный инструмент хитрой, [...]

Статьи об искусстве

Зимние пейзажи. Многообразие решений одного мотива

В рамках серии, посвященной видам Нескучного сада, один и тот же зимний пейзажный мотив, одну [...]

Статьи об искусстве

Аллегория упадка. Натюрморт с черепом коня

Натюрморт А. Попова «Колесо. Череп коня. Топор» многослоен с точки зрения считываемых смыслов. Так, художник [...]

Статьи об искусстве

Курбе и Милле: художник-революционер vs живописец-интроверт, кумир Ван Гога

Имя художника Гюстава Курбе, бэд боя французской живописи, гремело в Париже середины 19-го века. Его [...]

История картины

Шляпа-федора. Непревзойденный стиль и особое культурное значение

Фрэнк Синатра и Джонни Депп, Майкл Джексон и Джастин Тимберлейк, Эдвард Хоппер и Рене Магритт, [...]

2 Комментария

Добавить мнение

Вы можете оставить комментарий к статье, он будет опубликован после проверки модератором. Обязательные поля для заполнения *

Сайт использует cookie. Вы можете отказаться от использования cookie в настройках браузера, однако это может повлиять на работу сайта. Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет. Политика конфиденциальности просматривая этот сайт, вы соглашаетесь с условиями.