В 2012 году с 29 июня по 22 июля в Государственном Эрмитаже прошла выставка «848. Коллекция Жоржа Мачере и Нади Волконской». Экспозиция, насчитывающая около 200 произведений, проходила в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», широкомасштабной программы по расширению коллекции искусства XX и XXI веков. Коллекция стала энциклопедией советского, постсоветского и русского эмигрантского искусства. Частью этого важного проекта стал и А. Попов.
Из каталога к выставке, воспоминания Жоржа Мачере: «Александр Попов, художник направления поп-арт, ученик Михаила Рогинского, прославился своими изображениями уложенных штабелями консервных банок, которые он собирал по помойкам. Мы познакомились в то время, когда он готовил выставку своих работ в одном московском гастрономе. Спустя несколько лет мы пригласили А. Попова в Париж. Он представил свои работы на выставке «Декуверт» в Гранд-Пале (аналог FIAC для молодых художников). Его пятьдесят натюрмортов из консервных банок были раскуплены за несколько дней.»
Одна из ключевых особенностей арт-конвертов в принципе – их сжатый, сильно ограниченный формат. Жорж Мачере видел в этом их преимущество: «На конверте воздействие искусства проявляется более очевидно, чем в традиционных формах творчества. Русский философ Павел Флоренский очень хорошо объяснил это, сказав, что форма превращается в художественный импульс не благодаря расширению, но благодаря концентрации». Кроме того, необычные правила игры художнику задавал и пятиугольный формат конверта. Неудивительно, что А. Попов, ставивший перед собой в каждом произведении новую художественную задачу, не преминул попробовать свои силы и в непривычной для мастера миниатюрной пятиугольной системе координат, предложив свою версию решения конвертной формы наряду с другими мэтрами советского андерграунда, эмигрантского и постсоветского искусства.
566. Хрусталь 07. Бумага, темпера. 196х162 мм.;
567. Хрусталь 05. Бумага, темпера. 196х162 мм.;
568. Без названия. 1989. Бумага, печать, гуашь, лист растения, коллаж. 200х160 мм.;
569. Без названия. 1989. Бумага, печать, гуашь, тесьма, лист растения, цветок растения, коллаж. 201х160 мм.;
570. Без названия. 1989. Бумага, печать, коллаж. 201х161 мм.;
571. Без названия. 1990. Бумага, темпера. 201х160 мм.;
572. Без названия. 1990. Бумага, темпера. 200х161 мм.;
573. Без названия. 1992. Бумага, фломастер, карандаш, шариковая ручка. 201х161 мм.;
574. Без названия. 1992. Бумага, печать, фломастер, карандаш, аппликация. 296х210 мм.;
575. Без названия. 1992. Бумага, фломастер, карандаш, шариковая ручка. 200х161 мм.;
576. Без названия. 1993. Бумага, печать, гуашь, коллаж. 201х160 мм.;
577. Без названия. 1993. Бумага, печать, коллаж. 200х160 мм.;
578. Самостоятельно готовить пищу в котелке. 1993. Картон, бумага, печать, войлок, дерево, коллаж. 173х161 мм.;
579. Без названия. 1993. Картон, фотография, песок, аппликация. 174х161 мм.;
580. Без названия. 1993. Картон, песок, шариковая ручка. 172х163 мм.;
581. Два состояния. 1995. Бумага, масло, карандаш, травяная масса. 181х175 мм.;
582. Послание в прошлое. 1995. Бумага, масло, травяная масса, пластик. 201х161 мм.;
583. Тень. 1995. Бумага, масло, травяная масса. 178х162 мм.;
584. Без названия. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса, песок, аппликация. 220х215 мм.;
585. Без названия. 1995. Бумага, масло, песок, злаки, аппликация. 218х214 мм.;
586. Без названия. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 219х214 мм.;
587. Автопортрет на том Свете. 1995. Бумага, масло, песок, злаки, карандаш, аппликация. 218х214 мм.;
588. Великое Колесо. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 220х214 мм.;
589. Вселенское семя. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 218х214 мм.;
590. Два состояния конец — начало. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса, карандаш. 220х214 мм.;
591. Дом Земли. 1995. Бумага, масло, злаки, песок, травяная масса, пластик, аппликация.
592. Зодиак. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса, аппликация.220х213 мм.;
593. Кощей бессмертный. 1995. Бумага, карандаш, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 220х214 мм.;
594. Поле посеянных душ. 1995. Бумага, масло, злаки, аппликация. 220х215 мм.;
595. Поле. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса. 219х215 мм.;
596. Послание в мир иной. 1995. Картон, масло, песок, злаки, травяная масса, пластик, аппликация. 201х161 мм.;
597. Послание в прошлое. 1995. Бумага, масло, песок, аппликация. 219х214 мм.;
598. Послание Земле. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 220х214 мм.;
599. Послание Иисуса Христа. 1995. Бумага, карандаш, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 219х214 мм.;
600. Послание Исиде. 1995. Бумага, злаки, аппликация. 219х214 мм.;
601. Послание Ротшильду № 1. 1995. Бумага, фотография, масло, злаки, травяная масса, песок, аппликация. 218х215 мм.;
602. Послание Ротшильду № 2. 1995. Бумага, фотография, масло, злаки, травяная масса, песок, аппликация. 220х215 мм.;
603. Послание Ротшильду № 3. 1995. Бумага, фотография, масло, злаки, травяная масса, песок, аппликация. 220х215 мм.;
604. Послание Солнцу. 1995. Бумага, карандаш, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 219х215 мм.;
605. Послание Соломона. 1995. Бумага, карандаш, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 219х24 мм.;
606. Послание. 1995. Бумага, масло, песок, аппликация. 218х214 мм.;
607. Разорванное послание. 1995. Бумага, картон, грунт, масло, песок, злаки, травяная масса, аппликация. 252х251 мм.;
608. Семена душ. 1995. Бумага, карандаш. 219х213 мм.;
609. Семя Солнца. 1995. Бумага, масло, злаки, травяная масса, аппликация. 220х214 мм.;
610. Три состояния времени. 1995. Бумага, масло, песок, злаки, травяная масса, аппликация. 220х215 мм.
На выставке были показаны несколько арт-конвертов А. Попова. В Государственный Эрмитаж всего было передано 45 арт-конвертов художника.
![Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед](https://artinvia.com/wp-content/uploads/2023/04/Anastasia_Kuryanova-176x176.jpg)
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
История картины
Портрет османского правителя. У истоков ориентализма
В Лондонской Национальной галерее хранится один занимательный портрет турецкого султана кисти венецианского художника 15-го века [...]
Сен
Арт-критика
Выставка «Москвичка» в Музее Москвы
24 апреля в Музее Москвы открылась масштабная выставка «Москвичка» – главный, по словам сотрудников, проект [...]
Май
Искусство понимать
Обнаженная Мадонна и искусство сюрреализма. Как поп-дива цитирует художниц?
Иногда коммерческие музыкальные видео поп-звезд превращаются в настоящие произведения искусства. Так, клип Мадонны Bedtime Story [...]
Ноя
Искусство понимать
Современный балет, живопись Пикассо и японская мифология в фигурном катании
Фигурное катание – это вид на границе спорта и искусства, что очень точно отражено хотя [...]
Дек
Статьи об искусстве
Восточный базар: тысяча и один оттенок
Ориенталистская тематика, обыгрывающая мотив загадочного Востока, нашла яркое отражение в творчестве художников, особенно 19-го века, [...]
Июн
Истории из жизни
Тернии и звезды в жизни Константина Коровина
Существует расхожий миф о том, что балерины подсыпают битое стекло в пуанты соперниц. Но Константину [...]
Авг