Акционизм – это такая форма искусства, которая у широкого зрителя в России ассоциируется в первую очередь с провокацией, неоднозначными политическими высказываниями и шокирующим поведением художников. Сразу вспоминаются такие акции, как, например, перформанс Авдея Тер-Оганьяна, рубившего топором репродукции икон, или Олег Кулик в образе бешеного пса.
Отдельной разновидностью акционизма являются т.н. выставки-акции, которые в Советском союзе зародились в 1970-е гг. Самая громкая из ранних выставок-акций – это, пожалуй, знаменитая Бульдозерная выставка, состоявшаяся 15 сентября 1974 г., которой предшествовал ряд менее известных выставок-акций, в том числе выставка художника Александра Попова 25 августа 1974 г., когда художник развесил свои картины среди деревьев на Гоголевском бульваре в Москве.
Суть выставки-акции заключается в том, что она проходит в пространстве, не предназначенном для показа произведений искусства. Собственно, такой формат возник изначально потому, что художники искали площадки, где они могли бы продемонстрировать свое творчество. Во второй половине XX века, как известно, искусство разделилось на официальное и неофициальное. Официальное искусство поощрялось властью и экспонировалось в традиционном музейном пространстве – картины развешивались на стенах, скульптуры расставлялись по залу, а чинная публика прогуливалась среди живописных полотен и произведений пластики. Неофициальное искусство тоже искало своего зрителя.
В качестве площадок для выставок-акций художники выбирали самые неожиданные места: подмосковные болота, заброшенные пансионаты, Сандуновские бани, Бутырскую тюрьму – после распада Союза мест для экспонирования оказалось беспрецедентно много.
Серией громких, провокативных выставок-акций особенно прославилась Галерея «Риджина». В 1992 г. там прошла акция под названием «Пятачок делает подарки», организованная Олегом Куликом, в рамках которой в галерею были приглашены самые настоящие мясники с рынка, забившие на месте и разделавшие свинью, а посетители, подойдя к специальному окошку, могли попросить кусок парного мяса. Из-за скандала вокруг этой выставки ускользнул ее главный смысл: действо происходило накануне дебатов вокруг отмены смертной казни. Предполагалось, что акция, которая возмутит общественность своей жестокостью по отношению к животному, забитому ради какого-то перформанса, по сути – развлечения, – должна заставить задуматься о том, что и человеческую жизнь никому отнимать не позволено.
Скандальность – это то, что, безусловно, привлекает внимание публики к акционистам. За счет радикальных решений современное искусство тестирует собственные приемы, проверяет себя на актуальность, однако одновременно провокативность часто отталкивает потенциальных зрителей. Собственно, как показывает пример с «Пятачком», излишний эпатаж может помешать донести смысл, ради которого акция и затевалась – а смысл этот зачастую бывает очень глубоким: многие художники-акционисты подводят под свои перформансы тщательно проработанную интеллектуальную базу.
При этом акции, в том числе выставки-акции, могут носить и совершенно противоположный скандальному характер: быть остроумными, тонкими или вообще ставить своей первоочередной целью контакт с публикой, т.е. не вызов ей, а именно попытку обоюдной и уважительной коммуникации со зрителем.
Так, например, в 1992 г. в Галерее в Трёхпрудном переулке прошла выставка, называвшаяся «Иерархия в искусстве». Она обыгрывала закрепившиеся в русском языке устойчивые выражения: «крупный художественный критик», «большой художник», «высокое искусство», «юный зритель». При входе на выставку критику предлагали, соответственно, взвеситься, у художников измеряли рост, а у зрителей спрашивали возраст, выясняя, кто же все-таки «самый крупный критик», «самый большой художник» и «самый юный зритель». Такая выставка-акция заставляла задуматься о понятии авторитета в искусстве, состоятельности подобной иерархии, которая отражается на лингвистическом уровне, о вертикальных и горизонтальных связях в искусстве.
Выставка-акция Александра Попова «Гастроном», состоявшаяся в 1990 г. в московском гастрономе на Комсомольском проспекте, – это еще один образец подобной тонкой интеллектуальной игры, реализованной в формате акционизма. Художник разместил в зале магазина, который в последние годы существования Советского союза не мог похвастаться изобилием продуктов, полотна с изображением башен из импортных консервных банок. Выставка транслировала высказывание на острую социальную тему, которое, тем не менее, не было погребено под эпатажностью или провокацией, за счет чего легко считывалось зрителем – посетителем полупустующего универсама. Возможно, именно такие выставки – проводник публики в более шокирующий мир акционизма, в том числе политического, ведь именно они помогают понять, что художественные акции – это не просто скандал ради скандала, а именно высказывание, за которым стоит определенная работа мысли.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Это очень приятно — почувствовать себя в поле интеллектуальной игры, когда видишь вокруг понимающие лица… Публика — разная, встречаются и не желающие понимать, действенно не желающие, когда прыжок на месте трактуется как попытка улететь. Но это не навсегда.