Об искусстве. Статья. Облака: «Тучки небесные, вечные странники»

Облака: «Тучки небесные, вечные странники»

23 мая 2006 года по голубому, почти летнему небу плыли белые пушистые кучевые облака. Они вскоре скрылись за горизонтом, растаяли на небе, но остались запечатленными А. Поповым на картоне.

Облака – простой мотив, но постоянно привлекающий внимание художников своей изменчивостью, неповторимостью, внутренним разнообразием, широкими возможностями для изучения эффектов света и цвета.

Очевидно, что картина была выполнена А. Поповым на пленэре, благодаря чему ее отличает свежесть, живость, спонтанность, контактность.

В этой работе художник примыкает к длинной традиции натурных этюдов маслом с изображением облачного неба в различное время дня и при различных погодных условиях, которая была внедрена английским живописцем первой половины XIX века Джоном Констеблом. Британский художник придавал колоссальное значение небу, назвав его в письме от 1821 года Джону Фишеру, епископу Солсбери, «лейтмотивом, мерилом и главным органом чувств».

В работе А. Попова, как и во многих этюдах Констебла, нет ничего, помимо облаков. Облака не усиливают эмоциональное звучание какого-либо сюжета, они вещь в себе, самодостаточное явление, центральный и единственный предмет живописи.

При этом А. Попов останавливается на достаточно крупных для пленэрного этюда и лаконичного сюжета размерах картона. Мастер также выбирает необычный угол зрения – как будто зритель вместе с художником смотрит на небо, сильно запрокинув голову или лежа на земле. Кроме того, он использует необычный формат: не горизонтальный, который, казалось бы, больше соответствует разворачивающемуся вширь небосклону, а вертикальный.

Палитра художника проста и лаконична: это комбинации белого, серебристых и голубых.

Но больше всего А. Попова занимает в работе вопрос фактуры.

Это открытая живопись, с эффектом non finito. Художник не скрывает, как сделана картина. Видна поверхность картона, не тронутая кистью вовсе. Отчетливо отличаются по фактуре небо и облака, которые объемно, почти как барельеф, выступают на голубом фоне. Белая краска с серыми разводами положена даже не кистью, а мастихином. Открытость и быстрота письма позволяют сохранить мимолетность и непосредственность передачи облачного неба.

_

Автор: искусствовед Анастасия Курьянова.

Примечания и ссылки: статья на wikipedia биография художника Д. Констебла