Камерная техника пастели, небольшие размеры листа со сценой Распятия контрастируют с монументальной темой, которая часто выносится в главный алтарный образ или помещается на стене собора как крупная, одна из центральных, фреска или мозаика.
Работа изображает одно из ключевых евангельских событий – Распятие Иисуса Христа на Голгофе. Сотник Лонгин пронзает уже мертвое тело Спасителя: «один из воинов копьём пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:34). В Евангелиях воин не назван по имени – его имя впервые появляется в апокрифических сочинениях. По Мученичеству Святого Лонгина, в момент смерти Христа сотник увидел затмение Солнца, землетрясение, открывшиеся гробы, восставших из них мертвецов и уверовал, что Христос есть Сын Божий. Именно этот момент и показан в пастели: небо потемнело, над крестом нависла тяжелая мрачная туча, во мгле теряются силуэты всадников на дальнем плане.
Таким образом, фокус с Распятия Христа, которое обозначено в названии работы, смещается на уверование Лонгина.
Если верить апокрифам, после Воскресения сотник оставил службу в римском войске, принял крещение от апостолов и стал проповедовать христианство. Впоследствии он был казнен по приказу римского императора, а ныне почитается как святой.
Композиция пастели строится по диагонали – две центральные фигуры как бы «нанизываются» на длинное копье. Перекрещивающиеся копья всадников на дальнем плане и копья, воткнутые в землю, умножают мотив креста.
Тело Христа «подсвечено» белилами. Его внутреннему сиянию противопоставлен холодный металлический блеск шлема Лонгина.
В мягкой, нежной, матовой технике художнику удается передать гладкость металла, отбрасывающего золотистые блики.
Цвета приглушены, пастель выглядит как гризайль, в ткани которой выделяются лишь розовые капли крови Христа, белила, придающие сияния его фигуре, и облачение Лонгина в красном плаще. Тем самым с помощью цвета подчеркиваются основные атрибуты героев действия.
На первый план в работе выступает не момент трагедии, а момент озарения, поэтому так важен оказывается эффект сияния во тьме, а истории уверовавшего человека соответствует душевный, камерный формат и техника.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Абстрактный экспрессионизм: бездумная мазня или осмысленное искусство?
В послевоенные 1940-1950-е гг. гравитационный центр мира искусства переместился из Парижа в Нью-Йорк, где возникло [...]
Май
Статьи об искусстве
Импрессионистический пейзаж. Дыхание осени
«Осенний пейзаж» А. Попова – это картина, которая одновременно сочетает и лаконичность образа, и невероятную [...]
Сен
Статьи об искусстве
Проза жизни: грязный реализм в живописи и литературе
Творчество американского писателя XX века Чарльза Буковски, представителя так называемого «грязного реализма», не оставляет никого [...]
4 Комментария
Фев
Статьи об искусстве
Рынок искусства. Жизнь московских коллекционеров 20-е годы, XX века
Существует мнение, что феномен коллекционирования и сопутствующего ему арт-рынка был совершенно не характерен для России [...]
2 Комментария
Сен
Выставки художника
Выставка «Гастроном» Александр Попов в Grand Palais. Париж 1992 год
Продолжение однодневной выставки «Гастроном», которая прошла в 1990 в Москве. В 1992 экспозиция «Гастроном» была [...]
Май
Статьи об искусстве
Мастерская художника. Проникнуть в тайны святая святых живописца
Запретный плод сладок, а потому образ мастерской художника, скрытой от глаз зрителя и таящей в [...]
Май