Улицы, залитые неоновым светом, громоздящиеся небоскребы, темные мрачные переулки, общая постапокалиптическая атмосфера упадка и обреченности – все это узнаваемые визуальные штампы киберпанка, жанра научной фантастики, который в первую очередь ассоциируется с эпохой 80-90-х гг. и ее произведениями – например, популярным фильмом Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» или культовыми японскими мангой и аниме «Акира».
Для киберпанка, представляющего собой фактически критику капитализма, характерен определенный круг повторяющихся тем. Жанр исследует темную сторону развития технологий, размытость границ между человеком и роботом, неограниченную власть крупных корпораций, претензию государства на тотальный контроль над человеком и его частной жизнью, непреодолимую пропасть между обеспеченной верхушкой, сосредоточившей в своих руках все блага и имеющей доступ к высоким технологиям, и остальными людьми, принцип high tech low life («высокие технологии, низкий уровень жизни»).
Кажется, киберпанк не мог утратить свою востребованность и актуальность, ведь он уже отчасти наступил, а значит, оправдал себя – современные технологии даже превзошли многие предсказания авторов-фантастов.
Тема вызовов, которые бросают технологии обществу, стоит как никогда остро. Буквально недавно университетское сообщество потряс скандал: студенту одного из московских вузов удалось написать за сутки дипломную работу с помощью нейросети (программы Chat GPT) – причем об этом стало известно только потому, что выпускник сам в этом признался. Искусственный интеллект готовится заместить человека, открывая бесконечные возможности для читерства и откровенного мошенничества. Города покрываются все более плотной системой камер слежения, а контекстная реклама в интернете свидетельствует о том, что каждый смартфон прослушивается.
При этом повсеместность продвинутых технологий сочетается с колоссальным социальным неравенством: на смену сословиям прошлого пришла не менее жесткая социальная иерархия, положение внутри которой теперь определяется финансовым статусом человека.
Кроме того, накопившиеся экологические проблемы представляют собой уже прямую и все более близкую угрозу существованию человечества. Неслучайно сегодня на смену киберпанку пришло новое модное направление – соларпанк, – суть которого заключается в идее о том, что высокие технологии гармонично сосуществуют с природой, люди активно и повсеместно используют альтернативные источники энергии, вред природе сводится к минимуму. Соларпанк отражает насущный запрос современного общества на предотвращение экологической катастрофы.
Одновременно все более популярным становится мнение о том, что киберпанк исчерпал себя и вследствие бесконечного повторения одних и тех же штампов превратился в клише. Современность, пронизанная технологиями, как полезными и безопасными, направленными на повышение комфорта человека, так и потенциально губительными, не соотносится с установками киберпанка, который демонстрирует лишь негативный эффект высокотехнологичных изобретений. К тому же оказалось, что настоящее не слепит неоном и слабо продвинулось в вопросах трансгуманизма – предсказанное 40 лет назад будущее так и не наступило, а потому вера в него иссякла.
Однако киберпанк способен быть актуальным в философско-моральном разрезе.
Наиболее востребованной темой из круга идей, которые разрабатывал киберпанк, оказывается тема киборга как бесполого существа, которое не подчиняется каким бы то ни было вертикальным связям, потому что не является ни человеком, ни роботом (эту концепцию предложила Донна Харауэй в своем эссе «Манифест киборгов» 1985 г., ставшем к сегодняшнему дню классикой).
Тема биологических экспериментов, опытов с человеческим телом в принципе, например, проблема клонов, оказывается так же релевантна – клоны, рассчитанные на то, чтобы служить источником органов для людей, становятся главными героями антиутопии Кадзуо Исигуро, Нобелевского лауреата 2017 г., «Не отпускай меня», в которой он рассуждает о моральной стороне вопроса клонирования и о том, могут ли клоны считаться людьми, а значит, обладают ли они душой, эмоциями, а их существование – ценностью. Именно такое свежее прочтение идей киберпанка и может вдохнуть в него новую жизнь.
Исигуро рисует свой дистопический мир достаточно минималистичными средствами – той же очищенной эстетики киберпанка, свободной от визуального шума сложных технологических приборов, придерживается в своих работах и А. Попов. Его образы лишь намекают на реальность в стиле киберпанка, но делают это очень деликатно – художник не копирует шаблон, а предлагает современное видение жанра.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Да, есть такой момент: поток, потоки, город без людей, текучие ритмы красок, драйв машин, в этом и прелесть и угроза… «Новые времена»)) с конвейером, унификацией, диктующей человеку свою, обезличенную, моду, моду на «обездушенность»… Мрак, когда личность становится как робот, как зомби; а когда кукла умнеет, утончается, начинает сопереживать — это вызывает симпатию. » Человеку нужен человек»))
Спасибо за то, что поделились мнением!
Тема интересная и актуальная. Неожиданно и по-новому смотрится цикл картин ночного города в этом контексте