На многих картинах испанских художников 17-го века, особенно натюрмортистов, присутствуют любопытные глиняные сосуды красноватого оттенка. Например, такую миниатюрную вазочку с тонким горлышком пишет Франсиско де Сурбаран в натюрморте из музея Прадо в Мадриде. Небольшой кувшинчик кирпичного цвета подносит фрейлина юной инфанте Маргарите Терезе на знаменитой картине Диего Веласкеса «Менины». Вазы из красной глины включали в свои натюрморты испанские мастера Томас Йепес, Хуан Батиста де Эспиноза, Хуан ван дер Хамен и др.
Такие сосуды, называвшиеся букарос де Индиас, производились недалеко от города Тонала в штате Халиско в Мексике. Из ароматной глины создавались емкости самых разнообразных форм, от простых чаш до ваз хитроумных очертаний. Ими восхищались не только переселенцы в Америке, но их также в 17-м веке активно экспортировали в Европу и коллекционировали.
Мода на букарос подробно описана в источниках. Сосуды особенно высоко ценили за тонкий аромат глины, из которой они изготавливались. В букарос чаще всего хранили и подавали воду, которой глина придавала утонченной привкус. Вода испарялась через поры в тонких стенках неглазурованных сосудов, благодаря чему сухой испанский воздух увлажнялся и наполнялся изысканным ароматом, а жидкость в кувшине охлаждалась. Кроме того, было распространено мнение о том, что букарос очищают воду и даже могут помочь обнаружить яд. Известно, что испанские и итальянские придворные дамы даже ели маленькие кусочки букарос, которые, как считалось, обладали особенными гастрономическими и целебными свойствами, а также носили черепки в качестве амулетов. Поедание глины, т.е. т.н. букарофагия, придавала коже бледности, что понималось в то время как эталон красоты. Выдающийся испанский поэт и прозаик Лопе де Вега сатирически писал об употреблении в пищу букарос, особенно влюбленными женщинами. Французский писатель Теофиль Готье, путешествовавший по Испании, также свидетельствовал ок. 1840 г. о сохранении обычая букарофагии, однако к тому моменту сосуды из мексиканской глины стали уже редкостью.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Записки художника
Житьё-бытьё. Армия и служба в казахстанском поселке Актогай
После окончания общеобразовательной и детской художественной школ я поехал показывать работы в Строгановку. До экзамена [...]
Июл
Статьи об искусстве
Человеческое, слишком человеческое. Кто они: киборги в современном мире?
Вопрос о том, чем человек является на самом деле, волнует его многие столетия. Самые ранние [...]
Янв
Записки художника
Федя Шаляпин. В большой комнате, выходящей окнами на Садовое кольцо
В ноябрьские праздники 1974 года я гудел с одним слесарем-водопроводчиком. Расстаться не получалось никак. Выпивали [...]
Сен
Искусство понимать
Мастера соцреализма. Быть вне истории и вне политики очень сложно
При анализе живописного произведения важно учитывать не только тот художественный контекст, внутри которого находился живописец, [...]
Июл
Истории из жизни
Тернии и звезды в жизни Константина Коровина
Существует расхожий миф о том, что балерины подсыпают битое стекло в пуанты соперниц. Но Константину [...]
Авг
Записки художника
Улица. Московские окна и фотографии улиц и дворов Сергея Пархомовского
Весной, в конце мая, когда на деревьях появляется зеленая молодая листва, а дни становятся непривычно [...]
Ноя