Стремительный рост экономики Китая, наблюдавшийся в последние десятилетия, благотворно сказался и на сфере торговли искусством в стране. На сегодняшний день в КНР самое большое количество миллиардеров в мире – 814 против 800 в США. В свою очередь, искусство – это отличная инвестиция, поэтому недостатка в покупателях на китайском арт-рынке нет.
Китайский арт-рынок – второй после США
Китайский художественный рынок – один из крупнейших арт-рынков мира, второй после США: его товарооборот составляет более 12 миллиардов долларов, а выручка – чуть меньше 5 миллиардов. Тем самым на Китай приходится пятая часть мирового рынка искусства. КНР обогнала даже Великобританию, штаб-квартиру двух крупнейших аукционных домов – Sotheby’s и Christie’s. Международный рынок искусства в последние годы сокращается, в Китае же он, вопреки мировым тенденциям, растет, активно оправляясь после пандемии благодаря снятию ковидных ограничений в начале прошлого года и бурному росту онлайн-продаж. Можно даже сказать, что в 2023-м году китайский арт-рынок оказался перенасыщен: на аукционах было выставлено в сумме 195 тысяч лотов, однако 64% из них так и не нашли своего покупателя.
Два главных центра китайского художественного рынка – это Пекин и Гонконг. Мягкая налоговая политика Гонконга делает его особенно привлекательным для торговли искусством. Свои представительства в Гонконге открывают ведущие аукционные дома разных стран. Внутри самого Китая в последние годы также происходит бум галерей и аукционов, главными из которых являются Poly Auction – крупнейший китайский аукционный дом, который был основан в 2005 году государственным конгломератом Poly Group – и China Guardian – первый большой аукционный дом в Китае, основанный Ван Янь Нань, дочерью бывшего генсека ЦК КПК. В прямую конкуренцию с филиалами иностранных аукционных домов Poly Auction и China Guardian не вступают, так как они специализируются в первую очередь на торговле китайским традиционным искусством, а зарубежные аукционы предлагают ювелирные изделия, современное западное искусство, часы, вино.
История арт-рынка в Китае
В Китае очень длинная история коллекционирования, а значит, покупок и продаж искусства. Однако аукционных домов, как на Западе, где они возникли в 18-м веке, в Китае не было вплоть до 20-го столетия – торговцы искусством и коллекционеры взаимодействовали напрямую. В 1950-е, после основания КНР, коллекционирование было постепенно запрещено как часть буржуазного образа жизни – хотя тайно предметами искусства все еще можно было обмениваться. После Культурной революции, начатой в 1966 году, многие частные коллекции были конфискованы государством, при этом в процессе многие произведения погибли. В начале 1970-х появились государственные антикварные магазины, где иностранцы могли приобрести предметы искусства – так государство стремилось привлечь в страну иностранную валюту. В 1980-е годы был запущен процесс реституции, однако проходил он весьма беспорядочно.
Китайские коллекционеры сегодня
Сегодня представители старших поколений в Китае предпочитают коллекционировать старых мастеров и традиционное китайское искусство – фарфор, каллиграфию, живопись тушью. Молодое поколение коллекционеров проявляет больший интерес к западному современному искусству – иногда они даже продают предметы традиционного искусства, чтобы купить искусство современное. Т.е. их вкусы схожи со вкусами их западных сверстников. Кроме того, молодых покупателей интересуют более современные формы искусства – например, инсталляции или цифровое искусство. Арт-рынок в Китае активно завоевывает социальные сети, первоочередными пользователями которых являются именно миллениалы и зумеры – в 2023 году в одной из самых популярных китайских соцсетей WeChat было зафиксировано 60 миллионов просмотров стримов с аукционов.
У китайского арт-рынка есть своя специфика. Предпоказы аукционных домов, выставки в галереях, ярмарки искусства, произведения, предназначенные для вывоза из Китая и ввоза на выставки должны проходить обязательную цензуру. Если работа не прошла цензуру, ее нельзя вывезти из страны. Эти условия несколько ограничивают развитие торговли искусством в Китае, тем не менее китайский арт-рынок в силу цветущей экономики, растущего числа состоятельных покупателей и богатой художественной традиции сегодня переживает свой расцвет.
—
Главная иллюстрация Китайский Художественный Музей (Китайский Дворец Искусств) расположен в Шанхае, в районе Пудун, занимает здание Китайского павильона, построенного специально для проведения Всемирной выставки Expo 2010
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Выставки художника
Выставка «Улица» сближение искусства и реальности. Москва 1989 год
Экспозиция «Улица» в Центральном Доме Художника стала следующим этапом поисков Попова в области максимального сближения [...]
Май
Статьи об искусстве
Несколько мотивов и эпох. Ощущение безразличия и одиночества
Сюжетно картина А. Попова «Страсти Христовы» заключает в себе несколько мотивов и эпох. Чуть смещенная [...]
Июн
Истории из жизни
Самая известная художница Кореи
Син Саимдан (1504-1551) – это, пожалуй, самая известная корейская художница. Она стала первой женщиной, чей [...]
Авг
Статьи об искусстве
Проза жизни: грязный реализм в живописи и литературе
Творчество американского писателя XX века Чарльза Буковски, представителя так называемого «грязного реализма», не оставляет никого [...]
Фев
Статьи об искусстве
Голубовато-лиловые грозди сирени. Игра контрастов
Сирень – излюбленный мотив в русском искусстве: художников издавна привлекала его живописность. Пышный букет у [...]
Ноя
Статьи об искусстве
Натюрморт с японской гравюрой. Насыщенный лаконизм
А. Попов высоко ценил искусство Джорджо Моранди. В творчестве видного итальянского живописца 20-го века он [...]
Июл