Эрмитаж располагает небольшой, но первоклассной коллекцией картин выдающегося французского художника 18-го века Антуана Ватто. Его «Пейзаж с водопадом» долгое время озадачивал исследователей.
Вопросы вызывала атрибуция картины. Ее приписывали неизвестному автору круга Ватто или просто подражателю живописца. Специалистов смущало неровное исполнение частей картины. В целом работа очень нежная и лиричная. Зеркальная гладь воды нарушается лишь небольшим водопадом, горы и леса вдали тают на горизонте, работа исполнена поэзии.
Но левая часть композиции сильно контрастирует с мастерским исполнением всего остального. Прогуливающаяся по берегу пара смотрится чужеродно. Масштаб фигур заметно преувеличен, они выписаны тусклыми, глухими цветами, в то время как пейзаж мягко светится перламутровыми переливами.
В чем же секрет такого несоответствия?
Разгадка кроется на обороте картины: «Перенесена в 1883 году с дерева на холст Н. Сидоровым». Такая работа требовала высокой квалификации, поэтому реставраторы с гордостью подписывали свои труды. Основа картины осторожно удалялась, а оставшийся тонкий слой грунта, покрытый красками, переклеивался на новый холст. Однако в случае с пейзажем Ватто поводов для гордости было немного.
Перенос был выполнен не просто неосторожно, но недобросовестно. В процессе работы с левой стороны была утрачена большая часть красочного слоя. Чтобы скрыть утраты, был дописан фон с деревом в левой части и фланирующая пара. При этом образы персонажей реставратор позаимствовал из «Общества в парке» – одного из самых знаменитых произведений Ватто, которое хранится в Лувре и широко известно по гравюрам.
«Пейзаж с водопадом» при переносе на новый холст был поврежден еще в нескольких местах. Кроме того, поверхность картины была испорчена при промывке. Чтобы скрыть «плоды» своей работы реставратор покрыл холст темным лаком, сгладившим недостатки и придавшим картине старинный вид.
Только при очистке полотна в 20-м веке стало возможным оценить ее по достоинству.
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Истории из жизни
Театральная жизнь Валентина Серова
Валентин Серов был генетически укоренен в театральную жизнь. Отец художника сочинил нескольких популярных в свое [...]
Окт
История картины
Шляпа-федора. Непревзойденный стиль и особое культурное значение
Фрэнк Синатра и Джонни Депп, Майкл Джексон и Джастин Тимберлейк, Эдвард Хоппер и Рене Магритт, [...]
Апр
Статьи об искусстве
Река Пра. На берегу. Акварель как черно-белый снимок
На листе вертикального прямоугольного формата представлен чарующий мотив. Зеркальная гладь реки растворяется на горизонте, ее [...]
Авг
Статьи об искусстве
Небольшая фигурка пионерки: в поисках утраченного объема
В каждом полотне серии «Пионерка», вращающейся вокруг статуэтки юной скрипачки, художника занимают различные живописные задачи. [...]
Май
Искусство понимать
Скрябин и Кандинский: музыка как живопись и живопись как музыка
В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей. [...]
Фев
Искусство понимать
Леди Гага и искусство. Поп-музыка и (поп-)арт
Творчество Леди Гаги насыщено отсылками к разным явлениям в искусстве – неслучайно один из ее [...]
Май