Валентин Серов был генетически укоренен в театральную жизнь. Отец художника сочинил нескольких популярных в свое время опер и знал Рихарда Вагнера. Семья Серовых часто гостила в Абрамцеве у знаменитого мецената Саввы Мамонтова, где нередко организовывались домашние спектакли, которые переросли потом в профессиональное предприятие – Русскую частную оперу. К оформлению спектаклей, сочиненных Мамонтовым, привлекался и Серов.
Он не только создавал декорации, но и сам принимал участие в постановках. Так, в шуточной оперетте «Черной тюрбан», повествующей о восточном повелителе, влюбившемся в красавицу Фатиму, художник играл Моллу – воспитателя ханского сына. В одной из сцен Молла разыгрывал хана, исполняя перед ним танец в женском платье. Очевидцы с удовольствием вспоминали, как Серов «в роли Моллы обольстительно плясал». Сын Саввы Ивановича писал о живописце: «Неподражаемо, изумительно ржал он конем, вздыбившимся под ханом Намыком и выбившим его из седла в «Черном тюрбане». Трогательно в этой же пьесе ворковал он голубком».
Кульминацией вовлеченности в театральное искусство стала для Серова работа над огромным занавесом к балету «Шехерезада», премьера которого состоялась в рамках Русских сезонов Сергея Дягилева в Парижской опере в 1910 г. Этот занавес долгое время считался утраченным, пока его центральный фрагмент не приобрели на аукционе Сотбис Мстислав Ростропович и Галина Вишневская. Впрочем, они не подозревали, что это произведение Серова. Они и не догадывались, что это занавес, пока, желая укоротить полотно и поместить его на стену своего петербургского дома, не пригласили реставраторов.
В основу сюжета при подготовке занавеса легла сцена охоты, широко распространенная в восточных миниатюрах, огромное количество которых в процессе работы изучил Серов во всех доступных ему собраниях. Чтобы успеть исполнить грандиозное полотно к сроку, художнику приходилось работать по 12 часов на протяжении нескольких недель. Но это того стоило. Занавес вызвал восхищение зрителей и неоднократно удостаивался «специальных аплодисментов».
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Истории из жизни
Самая известная художница Кореи
Син Саимдан (1504-1551) – это, пожалуй, самая известная корейская художница. Она стала первой женщиной, чей [...]
Авг
Искусство понимать
Искусствоведческие термины, которые помогут лучше разбираться в живописи
В музее или в каталоге картины часто сопровождаются пояснительным текстом, который, тем не менее, не [...]
Июл
Статьи об искусстве
Три безликие фигуры на картине. Загадочность судьбы
Первую картину на мотив трех фигур А. Попов исполнил в 1985 г. Художник переживал творческий [...]
Окт
Выставки художника
Выставка «Гастроном» Александр Попов в Grand Palais. Париж 1992 год
Продолжение однодневной выставки «Гастроном», которая прошла в 1990 в Москве. В 1992 экспозиция «Гастроном» была [...]
Май
Выставки художника
Выставка «Живопись 87» смысл и бездомная красота вещей. Москва 1987 год
Совместная выставка в Объединении «Вернисаж» в 1987 году стала событием столичного масштаба, удачей для молодых [...]
Май
Искусство понимать
Скрябин и Кандинский: музыка как живопись и живопись как музыка
В России начала 20-го века звук и цвет сильно сблизились в сознании разного рода мыслителей. [...]
Фев