Подмосковное Абрамцево – место, где была написана знаменитая «Девочка с персиками» Валентина Серова. Именно в Абрамцеве по инициативе и под патронажем Саввы Ивановича Мамонтова, крупного предпринимателя, мецената и, собственно, владельца усадьбы, сложился художественный кружок, который придал сильнейший импульс творчеству целого ряда ключевых фигур в русском искусстве: Ильи Репина, Василия Поленова, Виктора Васнецова, Михаила Врубеля, Константина Коровина и других.
Этим летом в абрамцевском музее проходит несколько примечательных выставок, среди которых особенно выделяются две.
Первая – это «Музыка цельного человека», приуроченная к 180-летию Василия Поленова, совместный проект Музея-заповедника «Абрамцево» и Музея-заповедника В.Д. Поленова. Выставка занимает две комнаты в доме, более известном как «Поленовская дача» – здесь художник провел свой медовый месяц. Кураторы выбрали непривычный ракурс: в центре проекта – Поленов-архитектор (и на полях, в качестве второстепенной темы – Поленов-керамист). Название выставки отсылает к еще одной грани таланта художника – помимо того, что Василий Дмитриевич оформлял театральные постановки Абрамцевского кружка и иногда сам в них играл, он также писал к ним музыку.
На выставке представлены эскизы и архитектурные чертежи, связанные с двумя главными архитектурными проектами Поленова. В 1880-82 годах в Абрамцеве по совместному проекту Поленова и Васнецова была возведена церковь, в которой по окончании строительства Поленов обвенчался с Натальей Якунчиковой, родственницей Мамонтовых и тоже художницей. Несмотря на то что в качестве финального был утвержден проект Васнецова, именно Поленов предложил взять за образец церковь Спаса на Нередице в Новгороде 12-го века, поэтому храм считается совместным произведением двух мастеров. Второй важнейший архитектурный проект Поленова – собственное поместье художника на берегах Оки в современной Тульской области, которое ныне занимает музей живописца. Помимо подробных чертежей главного дома, мастерской, флигелей, Троицкой церкви, располагавшейся неподалеку в Бёхове, на выставке экспонируются редкие карандашные портреты родных, близких и друзей Поленова, а также керамические изделия, расписанные художником (к слову, очень разнообразные: напоминающие то японский, то копенгагенский фарфор в духе модерна). Выставка получилась компактная, но очень плотная, насыщенная, информативная.
В свою очередь, в экспозиции «Абрамцево. Искусство XX века» в честь 135-летия со дня рождения организована выставка «Вера Мухина. Взгляд из Абрамцева», посвященная произведениям, созданным скульптором на даче-мастерской поблизости от знаменитой усадьбы. Хотя, на самом деле, для выставки подошло бы и название «Вера Мухина и ее соседи», так как часть экспонатов – это работы коллег Мухиной, проживавших в том же поселке для художников, отстроенном на противоположном от усадьбы берегу реки Вори.
На выставке особенно любопытны гипсовые модели знаменитых скульптур Мухиной – «Рабочего и колхозницы» и «Крестьянки», руки которой, что интересно, Мухина лепила с рук мужа. Скульптуры сопровождаются фотографиями, сделанными сыном Веры Игнатьевны, Всеволодом Замковым, увлеченным фотографом-любителем – он с юности сопровождал мать в ее европейских поездках и, в частности, запечатлел процесс установки «Рабочего и колхозницы» на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Демонстрируется также очень необычный скульптурный портрет из стекла в технике моллирования, которая предполагает отливку стеклянной массы в огнеупорной форме по восковой модели. Присутствует и небольшая перекличка с выставкой «Москвичка», которая все еще идет в Музее Москвы – краткий эпизод о Мухиной-модельере, сотрудничавшей с портнихой Надеждой Ламановой, успешной уже в дореволюционной России, и художницей Александрой Экстер.
Эта выставка – менее однозначная, она как будто бы распадается на несколько отдельных тем, но тем не менее дополняет наши представления об одном из самых известных советских скульпторов. И основные экспозиции, и выставки в Абрамцеве, музее, который может похвастаться очень богатыми коллекциями, определенно заслуживают внимания.
Две выставки в Абрамцеве: «Музыка цельного человека» – до 18 августа. «Вера Мухина. Взгляд из Абрамцева» – до 8 сентября.
—
Главная иллюстрация фрагменты афиш выставок «Музыка цельного человека» и «Вера Мухина. Взгляд из Абрамцева»
Автор: Анастасия Курьянова / Искусствовед
Аспирантка программы «История и теория культуры, искусств» Европейского университета в Санкт-Петербурге, выпускница искусствоведческих программ магистратуры и бакалавриата НИУ ВШЭ в Москве, участница всероссийских и международных научных конференций в области истории искусств.
Статьи об искусстве
Автопортрет художника. Гармония оттенков и форм
В своем автопортрете 1999-го года А. Попов прибегает к классическим портретным приемам, широко распространенным в [...]
Июл
Истории из жизни
Михаил Врубель. Непонятый эстет
По словам К. Коровина, М. Врубель был особенным человеком. По мнению С. Мамонтова, он был [...]
Авг
Статьи об искусстве
Античные мотивы в творчестве А. Попова
Античность на протяжении столетий не перестает волновать воображение художников. А. Попов, в творчестве которого нередки [...]
Янв
Искусство понимать
Искусство Вьетнама. Подражание колонизаторам или национальная традиция?
Вьетнамское искусство мало известно за пределами Вьетнама. Однако на современном арт-рынке оно ценится год от [...]
Июн
Статьи об искусстве
Больше, чем граффити. Паблик-арт Бэнкси и Хэмблтона
Ричард Хэмблтон – «крестный отец уличного искусства» – гораздо менее известен широкой публике, чем его [...]
Янв
Выставки художника
Выставка «Гастроном» коммуникация с голодным зрителем. Москва 1990 год
В октябре 1990 года состоялась третья акция Александра Попова — выставка «Гастроном». Внедрение живописи в [...]
Май